Документ без названия

Особенности мышечного тонуса в нижних конечностях у детей пятого и шестого года жизни с разной степенью тяжести гипотоничности стоп

Беседа Владимир Викторович, Южно-украинский национальный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, инструктор по физической культуре ДС № 248, г. Одесса, Украина

Мричко Сергей Сергеевич,специализированное дошкольное детское учреждение санаторного типа для детей с ДЦП и ЗПР № 248 г. Одесса, Украина

Актуальность

Очевидно, что в последнее время большое количество детей рождается с различными патологиями опорно-двигательного аппарата. Одно из ведущих мест занимают стопные нарушения [2,5], из которых выделяются «гипотоничные» стопы. В данном случае речь идёт о слабости связочно-мышечного аппарата и снижении свода стопы. Причины появления данных нарушений могут быть разными(врождённые, рахитические, травматические, статические, паралитические). По статистическим данным, например, с наследственным плоскостопием рождается 1 из 27000 человек, к пяти годам уже 1 из 350 страдает этим заболеванием, а к двадцати – два человека из 100 приобретают плоскостопие[5,6],что составляет от 0,3 до 2%. По другим данным, даже у детей занимающихся в спортивных секциях наблюдаются нарушения в стопах, так у каждой третьей гимнастки была выявлена патология стоп по гипотоничному типу[1]. Это в очередной раз доказывает несовершенность, низкую объективность и недостаточную точность используемых методик выявления стопных нарушений. Что, в свою очередь, влияет на подбор средств физического воспитания, а также запоздалую и, как следствие, малоэффективную коррекцию. Кроме того, зачастую при подборе физических упражнений игнорируется методичность, целенаправленность, дозированность и оптимизация коррекционного процесса.

Проблема представлена значительно шире , так как к гипотоничному типу стопных нарушений относится не только «чистое» плоскостопие, а и плоско-вальгусный тип стояния, который наблюдается у детей гораздо чаще и не всегда связан с наследственностью. Часто этот вид стопных нарушений носит нейрогенный (вызванный травматизацией поясничных периферических нейронов) или функциональный (из-за слабости и недостаточной тренированности определенных групп мышц голеностопных суставов) характер. Бытует мнение, что степень выраженности гипотоничности в стопах напрямую отражает состояние мышечного тонуса в нижних конечностях и тазовом поясе. Существует много различных разработок в виде приспособлений для коррекции плоскостопия, которые идентичны по своему предназначению- типа ковриков с разными видами поверхностей[2,7]. Н.Н.Ефименко и коллегами были разработаны и внедрены в практику методика тестирования, экспрессная обработка полученных результатов и специальные тренажёры, способствующие коррекции стопных нарушений.

Цель исследования:

Обследовать детей и определить степени выраженности «гипотоничных» стоп; выявить особенности мышечного тонуса в нижних конечностях с целью применения коррекционных упражнений на занятиях ЛФК, применяя не только стандартное оборудование, а и авторские тренажёры.

Методы исследования:

Были использованы различные виды диагностики, в сочетании с элементами методики игрового тестирования Н.Н.Ефименко[3,4], для выявления гипотоничных стоп:

  1. Опрос ребёнка (или матери) о жалобах на болезненность и утомляемость ног.
  2. Визуальный осмотр постановки стоп в ортоградном положении.
  3. Фотодиагностика взаимного расположения бёдер, голеней и стоп относительно вертикали.
  4. Плантография.
  5. Тест «Часики».
  6. Тест «Лучик».
  7. Тест "Флажок".
  8. Наблюдения за передвижениями ребёнка в свободном пространстве.
  9. Осмотр обуви.

Опрос позволяет выявить симптомы, в первую очередь, указывающие на неблагополучие в нижних конечностях ребёнка.

Визуальный осмотр стоп выполняется в положении ребенка сидя (когда стопы полностью касаются опоры) и стоя.

При фотодиагностике производится фотографирование стоп и нижней части голени в положении ребенка стоя на ровной жесткой поверхности. Фотографирование производится как спереди, так и сзади. Возможно фотографирование и сбоку.

Плантография позволяет более детально и достоверно выявлять стопные нарушения. При помощи плантографа производится оттиск отпечатка стоп (плантограмма), который впоследствии расшифровуется по специальной методике[3].

Тест «Часики» проводится в положении ребёнка лёжа на спине. При отведении одной прямой ноги определяется тонус мышц приводящих бёдра.

В тесте «Лучик» определялся тонус мышц в области коленных суставов, в позе ребёнка лёжа на спине.

Тест "Флажок" производится в положении лежа на животе и позволяет определить объем движений в голеностопном суставе относительно нормального анатомического диапазона.

При наблюдениях за свободно перемещающимся ребёнком нас больше всего, в данном случае, интересовала постановка стоп во время ходьбы, лазания, бега и т.д.

Дополнительную информацию может дать осмотр поношенной обуви ребёнка.

Обследование детей проводилось как в группе, так и в индивидуальном порядке.

Основные симптомы которые мы наблюдали это:

  1. Постановка стоп на внутренний край во время сидения, стояния, ходьбы.
  2. Наличие плоскостопия как продольного, так и поперечного.
  3. "Х"- образная форма ног в коленных суставах.
  4. Шлепанье стопами во время ходьбы или бега.
  5. Резкое снижение опорной функции стопы, которое создает предпосылки для возникновения проблем в позвоночнике.
  6. Общая слабость в ногах.
  7. Предрасположенность к подвывихам и вывихам в голеностопных суставах.
  8. Гиперподвижность стоп при подошвенном разгибании и пронации.

Всё это напрямую связанно со снижением мышечного тонуса на внутренней и задней поверхностях голеней. А так же слабостью мышечно-связочного аппарата стоп.

Результаты исследования.

Результаты исследования по вышеописанным тестам, позволили определить степени тяжести «гипотоничных» стоп в зависимости от выраженности основных симптомов (табл.1).

Табл.1. Основные признаки «гипотоничных» стоп по степеням тяжести у детей

Степени тяжести

Гипотоничные стопы

Плоскостопие

Вальгусные стопы

Плоско-вальгусные стопы

Лёгкая

Лёгкое поперечное распластывание среднего отдела

Завал стопы внутрь незначителен

Слабо выраженное поперечное и продольное распластывание стопы. Завал стопы внутрь незначителен

Средняя

Ширина среднего отдела стопы выражена средне, имеет место пяточное распластывание

Продольное распластывание стопы выражено средне

Поперечное и продольное распластывание стопы выраженно в средней степени

Тяжёлая

Выраженное поперечное распластывание среднего отдела

Сильный завал стопы внутрь (пяточного и переднего отделов)

Выраженное поперечное и продольное распластывание стопы

Из обследованных нами 20 детей сильная выраженность «гипотоничных» стоп наблюдалась в 16,5%, средняя степень- в 13,8%, а слабая- в 24,8%. При этом у детей с сильной степенью тяжести гипотоничности стоп тонус мышц приводящих бёдра сильно был выражен в 11% случаев, в сгибателях коленных суставов у 0%, в разгибателях коленных суставов также 0%, в сгибателях стопы у 8,3%, в разгибателях стопы у 13,8%; у детей со средней степенью тяжести гипотоничности стоп тонус мышц в ногах был таким: тонус мышц приводящих бёдра средне был выражен в 30,3% случаев, в сгибателях коленных суставов у 11%, в разгибателях коленных суставов 2,8%, в сгибателях стопы у 0%, в разгибателях стопы у 30,3%; при лёгкой гипотоничности стоп слабо выраженная гипотония в тазобедренных суставах наблюдалась в 24,8%, в сгибателях коленных суставов у 66%, в разгибателях коленных суставов 0%, в сгибателях стопы у 5,5%, в разгибателях стопы у 35,8%. Исходя из этого, мы имеем возможность наблюдать отсутствие прямой зависимости выраженности одинаковых результатов тотально охватывающих все биозвенья нижних конечностей (рис.1).

Рис.1. Тонус мышц нижних конечностей у детей с гипотоничным типом стоп.

Выводы:Рекомендовать специалистам в области физического воспитания и реабилитологии данный вид экспрессной диагностики детей дошкольного возраста. Использовать в качестве ориентира предложенные критерии разделения детей с «гипотоничными» стопами по степени тяжести в сочетании с показателями нарушений мышечного тонуса в нижних конечностях для более дифференцированного подхода в коррекционно-профилактической работе с детьми 5го и 6го года жизни.

Список литературы:

  1. Абросимова М.В., Песчанная И.С., Максикова Т.М. К вопросу о развитии патологии опорно-двигательного аппарата у спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой/ Абросимова М.В., Песчанная И.С., Максикова Т.М.// Спорт-мед-2010: (материалы конф.).-М.:2010.- С. 3-4.
  2. Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Медицина, 1980. – 312с.
  3. Ефименко Н.Н. Методика игрового тестирования двигательного развития и здоровья детей в норме и при патологии. Изд. 2-е, доп. и пререраб. – Винница: Изд-во «Эдельвейс и К», 2004. – 132с.
  4. Ефименко Н.Н. Плантография - или о чём говорят отпечатки детских стоп!? Таганрог, 2003. – 80с.
  5. Степаненкова Э.Я. Мониторинг физического воспитания / Степаненкова Э.Я. - М. : изд. дом «Воспитание дошкольника», 2005.-96с.
  6. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Тарасова Т.А. -М. : ТЦ Сфера, 2005.- 176с.
  7. Янкелевич Е.И. Осанка и плоскостопие. М.: «Медгиз», 1956 – 105с.